Это будет умнопост.
Недавно прочла очень необычные книги, глубоко тронувшие меня:
Елена Макарова "Освободите слона", "В начале было детство".
Сложно сказать кратко о чем они. Они о детях и о детском творчестве. Но не о том, как что-то с детками сотворит-смастерить, нет, совсем не об этом. Они о том, как дети выражаются через творчество, как творчество влияет на детей, как оно меняется с возрастом у деток, почему оно именно такое, какое есть, как мы (взрослые, родители) влияем на него.
Автор - педагог от бога и просто очень неравнодушный человек. Она пишет о своем опыте проведения творческих занятий у дошкольников. В основном лепка, но не только. И описывает то, что видит, что считает интересным. Как разные дети видят действительность, как они ее выражают. Как дети ведут себя на занятиях, как удается раскрыть их. Какие родители, какие дети, что она видит в рисунках детей об их жизни...
Много всего. И при этом в книге нет советов. Автор не говорит как надо. Она описывает то, что видит, как видит. А видит, точнее умеет видеть, глазами детей. В одной из рецензий на книги Елены Макаровой было очень точно сказано (лучше я не скажу):
"Главная цель этой книжки — достучаться до взрослых, спрятавшихся за своими взрослыми делами, представлениями и предрассудками. Ребенок не в состоянии пробиться через этот барьер. По счастью, находятся взрослые, которые по праву становятся полномочными представителями детей."
Книжки были изданы еще в 90-х. Я читала именно ту версию. Она выложена в свободном доступе в электронных библиотеках. Но там нет картинок, точнее фотографий работ, о которых идет повествование в книге. С тех пор книги долго не переиздавались, и вот наконец-то снова увидели свет. Печатные книги должны быть нагляднее, т.к. они с иллюстрациями.
Вообще, издано 3 книги:
На много разных мыслей натолкнули меня эти книги. Часто с детьми мы пытаемся решить какую-то задачу "в лоб": объяснениями, угрозами, подкупом, обманом... И бывает что решить мирно не можем... Тот, кто всегда ведет себя мягко, гуманно и уважительно со своим ребенком и достигает при этом устраивающий обе стороны результат имеет полное право кинуть в меня тухлый помидор.
Но есть ведь совсем другой путь. Отличный от всяких уловок, типа тех, что описаны в книгах Ю. Гиппенрейтер (я нисколько не умоляю их ценности и полезности, просто я сейчас о другом). Путь решения проблемы через творчество может быть проще и быстрее.
Расскажу о нашем с Рузи небольшом опыте на этом поприще.
Этим летом случилась у Рузанки неприятная история с "большими" делами - запор по-простому (уж извините за непечатную ситуацию, называю вещи своими именами). Ну, как водится, понеслась: кефир, дюфалак, чернослив, диета... Физически с проблемой справились быстро. Но у ребенка остался страх! Я бы даже сказала СТРАХ! Она просто до истерики боялась какать, хотя объективно уже было совсем не больно. Терпела по несколько дней, капризничала есс-но, потом просто начинался рев... Ну а потом все в штаны и снова рев уже от обиды, что наложила.
На мамских форумах я нашла кучу страшных историй о том, как мамы и детки месяцами мучаются, имея такой страх.
Как то раз, когда в очередной раз приближался час "х", мне все-таки удалось усадить ее на горшок. Под рев я взяла альбом и стала рисовать. Удивленная таким поворотом событий Рузи стала плакать гораздо меньше и принялась наблюдать за моими действиями. Так мы нарисовали девочку-Рузану, которая плачет от того, что хочет какать (прямо слезки рисовала), Потом горшок, потом Рузану на горшке, потом какашку в горшке, потом девочку, которая улыбается! Девочка радуется, потому что у нее получилось.
Если к этому моменту у Рузи еще не получилось, то мы рисовали маму, папу, бабушку, всю родню...каких-то животных... и все радуются, что у Рузи получилось!
А потом (это важно!), когда действительно все получилось, я давала Рузанке карандаш, и она жирно-жирно закрашивала ту первую девочку, которая плакала.
Я сама удивилась, но проблему мы решили за неделю!
Никакие уговоры, а тем более угрозы, в этом случае не действовали. Нужно было во-первых, отвлечь ребенка, находящегося на горшке, чтобы сознание не мешало телу сделать свое дело, а во-вторых, показать выход из ситуации.
Сейчас бывает, когда Рузанка плачет и не может остановиться, мы берем листочек/подходим к меловой доске и рисуем девочку, которая плачет. А потом рисуем что-нибудь доброе и хорошее, а потом еще и еще, а потом вспоминаем, что девочки, которая плачет-то больше нет. Ее надо закрасить или стереть.
Недавно прочла очень необычные книги, глубоко тронувшие меня:
Елена Макарова "Освободите слона", "В начале было детство".
Сложно сказать кратко о чем они. Они о детях и о детском творчестве. Но не о том, как что-то с детками сотворит-смастерить, нет, совсем не об этом. Они о том, как дети выражаются через творчество, как творчество влияет на детей, как оно меняется с возрастом у деток, почему оно именно такое, какое есть, как мы (взрослые, родители) влияем на него.
Автор - педагог от бога и просто очень неравнодушный человек. Она пишет о своем опыте проведения творческих занятий у дошкольников. В основном лепка, но не только. И описывает то, что видит, что считает интересным. Как разные дети видят действительность, как они ее выражают. Как дети ведут себя на занятиях, как удается раскрыть их. Какие родители, какие дети, что она видит в рисунках детей об их жизни...
Много всего. И при этом в книге нет советов. Автор не говорит как надо. Она описывает то, что видит, как видит. А видит, точнее умеет видеть, глазами детей. В одной из рецензий на книги Елены Макаровой было очень точно сказано (лучше я не скажу):
"Главная цель этой книжки — достучаться до взрослых, спрятавшихся за своими взрослыми делами, представлениями и предрассудками. Ребенок не в состоянии пробиться через этот барьер. По счастью, находятся взрослые, которые по праву становятся полномочными представителями детей."
Книжки были изданы еще в 90-х. Я читала именно ту версию. Она выложена в свободном доступе в электронных библиотеках. Но там нет картинок, точнее фотографий работ, о которых идет повествование в книге. С тех пор книги долго не переиздавались, и вот наконец-то снова увидели свет. Печатные книги должны быть нагляднее, т.к. они с иллюстрациями.
Вообще, издано 3 книги:
- Елена Макарова: Как вылепить отфыркивание. В 3-х томах. Том 1. Освободите слона
- Елена Макарова: Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т. 2. В начале было детство
- Елена Макарова: Как вылепить отфыркивание. В 3 т. Т. 3. Вещность и вечность
На много разных мыслей натолкнули меня эти книги. Часто с детьми мы пытаемся решить какую-то задачу "в лоб": объяснениями, угрозами, подкупом, обманом... И бывает что решить мирно не можем... Тот, кто всегда ведет себя мягко, гуманно и уважительно со своим ребенком и достигает при этом устраивающий обе стороны результат имеет полное право кинуть в меня тухлый помидор.
Но есть ведь совсем другой путь. Отличный от всяких уловок, типа тех, что описаны в книгах Ю. Гиппенрейтер (я нисколько не умоляю их ценности и полезности, просто я сейчас о другом). Путь решения проблемы через творчество может быть проще и быстрее.
Расскажу о нашем с Рузи небольшом опыте на этом поприще.
Этим летом случилась у Рузанки неприятная история с "большими" делами - запор по-простому (уж извините за непечатную ситуацию, называю вещи своими именами). Ну, как водится, понеслась: кефир, дюфалак, чернослив, диета... Физически с проблемой справились быстро. Но у ребенка остался страх! Я бы даже сказала СТРАХ! Она просто до истерики боялась какать, хотя объективно уже было совсем не больно. Терпела по несколько дней, капризничала есс-но, потом просто начинался рев... Ну а потом все в штаны и снова рев уже от обиды, что наложила.
На мамских форумах я нашла кучу страшных историй о том, как мамы и детки месяцами мучаются, имея такой страх.
Как то раз, когда в очередной раз приближался час "х", мне все-таки удалось усадить ее на горшок. Под рев я взяла альбом и стала рисовать. Удивленная таким поворотом событий Рузи стала плакать гораздо меньше и принялась наблюдать за моими действиями. Так мы нарисовали девочку-Рузану, которая плачет от того, что хочет какать (прямо слезки рисовала), Потом горшок, потом Рузану на горшке, потом какашку в горшке, потом девочку, которая улыбается! Девочка радуется, потому что у нее получилось.
Если к этому моменту у Рузи еще не получилось, то мы рисовали маму, папу, бабушку, всю родню...каких-то животных... и все радуются, что у Рузи получилось!
А потом (это важно!), когда действительно все получилось, я давала Рузанке карандаш, и она жирно-жирно закрашивала ту первую девочку, которая плакала.
Я сама удивилась, но проблему мы решили за неделю!
Никакие уговоры, а тем более угрозы, в этом случае не действовали. Нужно было во-первых, отвлечь ребенка, находящегося на горшке, чтобы сознание не мешало телу сделать свое дело, а во-вторых, показать выход из ситуации.
Сейчас бывает, когда Рузанка плачет и не может остановиться, мы берем листочек/подходим к меловой доске и рисуем девочку, которая плачет. А потом рисуем что-нибудь доброе и хорошее, а потом еще и еще, а потом вспоминаем, что девочки, которая плачет-то больше нет. Ее надо закрасить или стереть.
Мудро! Я за мир без жестокости, за дружное выбрасывание телевизоров с балконов, где круглосуточно транслируется жестокость.. Пусть все родители поступают в сложных ситуациях так же как вы, и тогда у нас будет другой мир!
ОтветитьУдалитьКнигу не читала и, честно признаюсь, мне не интересно читать такие книги, не знаю почему, но интуитивно согласна с идеей!
Спасибо!
УдалитьКнижки они конечно личное дело каждого. Кто-то обладает от природы (из детства, от родителей) такой родительской мудростью, что без книжек все правильно понимает и делает. Это же здОрово!
Оля, спасибо, что делишься! Очень интересный выход из ситуаций ты предложила... Буду наблюдать за своими мальчишками и думать, какой творческий подход может иметь место в общении с ними.
ОтветитьУдалитьПервые две книги читала... Что есть третья не знала, теперь обязательно прочту.
)))
УдалитьТретья книга - о Фридл Дикер, которая занималась творчеством и рисованием с детьми в концлагере Терезин и сама погибла в Освенциме в 1944 году. Она была талантливой художницей и педагогом, оставила два чемодана детских рисунков после себя. Ее историю и историю Терезина Елена Макарова изучала больше 20 лет.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отзыв! Я размещу кусочек в жж-сообществе Е.Макаровой, хорошо? http://makarovainit-ru.livejournal.com/
Конечно, хорошо. Спасибо, что популярно уточнили о третьей книге.
УдалитьОлечка, спасибо тебе за этот рассказ. ведь иногда действительно мягко не получается добиться результата, который устраивает обе стороны... и действительно ребёнка нужно отвлечь. ты молодец, такой замечательный способ))) Я тоже люблю читать такие книги. очень понравилась книжка «Техника безопасности для родителей
ОтветитьУдалитьДЕТЕЙ НОВОГО ВРЕМЕНИ» Дмитрия Морозова, ну и классика - Януш Корчак, Сухомлинский...
Оля, спасибо за наводку на книжку - обязательно посмотрю.
УдалитьКорчака пыталась читать - не смогла из-за языка и стиля изложения. Поэтому я его идеи слушаю в пересказе современных авторов.
Я, кстати, благодаря тебе познакомилась с Нарушевичем - буквально на днях слушала его с твоей странички вконтакте))) Спасибо!
))) А я пока не послушала - сохранила себе, да всё времени нет послушать)))))) Корчака тоже не до конца дочитала - так же как и ты)))))
УдалитьКак интересно, Оля! Спасибо большое за такие мудрые посты! На самом деле я тоже считаю, что с детками нужно находить язык именно таким способом... Обязательно прочитаю книжки!
ОтветитьУдалитьрада, что вдохновила на чтение!
Удалитьух ты, спасибо!.. обязательно найду книги.. и обязательно попробую с дочкой эту методику.. она хоть и старше. но сейчас период какойто пошел.. не справляемся мы :))
ОтветитьУдалитьВ книжке как раз про деток постарше. Там в основном от 4 до 7, но есть и о более взрослых.
УдалитьОля, спасибо за пост!. Книги обязательно почитаю. Проблемы, если не все, то МНОГИЕ , так же можно решить через ИГРУ. Когда у нас была такая же проблема, прекрасное средство оказалось - "лиса (одевается на руку(. Я удивилась, как дочка поменялась в восприятии окружающего. Она разговаривала с лисой, а лиса с ней. Все получилось... Так же стала собирать игрушки (лиса разговаривала и помогала..). И главное -ХВАЛИТЬ и подбадривать.
ОтветитьУдалитьДа, согласна. Игра - это самое мягкое, действенное и доступное средство. Ребенок может отказываться идти быстрее, зато с радостью согласится бежать наперегонки до воооон того столба)))
УдалитьА я как раз читаю (когда нахожу минутку) "Вначале было детство" и мне очень нравится книга! Там нет сухой теории, читается словно истории из жизни (а так и есть), местами выбивает слезу. Очень МУДРАЯ книга. Оля, а где ты покупала бумажный вариант?
ОтветитьУдалитьУх ты!
УдалитьНа Озоне. И в Лабиринте есть.
Молодцы! отлично справились =)
ОтветитьУдалитьОльга, я обожаю эти книги, сейчас читаю третью про Фридл, а на очереди 4ая книга - Движение образует форму.
ОтветитьУдалитьА за творческий, индивидуальный подход к детям, хотя, конечно, замотанная мама не всегда находит в себе силы включить фантазию, да и просто терпение. А такие книги вдохновляют.
Спасибо за замечательную историю!
Вот именно так и у меня: такие книги вдохновляют!
УдалитьСпасибо за информацию и подробное описание практической части)! Мы только планируем деточку - взяла книжки на заметку.
ОтветитьУдалить"подробное описание практической части" - хи-хи, хорошо сказано! Успехов в таком важном деле!
УдалитьЭто замечательно, что вы так подходите к этому вопросу. Ведь запор, а вернее страх перед испражнением, который начался в раннем детстве, может стать проблемой на всю жизнь.
ОтветитьУдалитьКогда я в то время полезла в интернет искать информацию, то у меня волосы дыбом встали от того, насколько это распространенная проблема и как от нее мучаются.
УдалитьОля, как я обожаю таких мудрых, умных мам. Читающих полезные книжки. Ведь иногда так заматываешься в быту, что и сил, и времени на детей не остается....а они не виноваты...им хочется маму и папу, и вместе сразу. Да к тому же добрых и чутких.
ОтветитьУдалитьДа, в быту очень просто закружиться.
Удалитьесть еще мамы терпеливые на наших просторах) спасибо, Ольга! прочитала и поняла: выход есть из любой ситуации, даже не очень приятной. Можно кричать, срываться на истерику, а ребенок будет дальше вести себя, как вел, а если поступить мудро...
ОтветитьУдалитьСпасибо вам!
Удалить